Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Страничка логопеда

На страничке размещены материалы, подготовленные учителями-логопедами ГБДОУ № 65 в помощь родителям.

Внимание!

При использовании материалов, педагогических разработок, статей

ОБЯЗАТЕЛЬНА ССЫЛКА НА АВТОРА 

 

ЧТО ТАКОЕ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ?

(Сизова В.А.)

ЧТО ТАКОЕ ДИЗАРТРИЯ?

(Пырлик О.М.)

КАК  ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ

(Пырлик О.М.)

О  РАЗВИТИИ  РЕЧИ  РЕБЁНКА  В  НОРМЕ

(Пырлик О.М.)

О  ПРИЧИНАХ  РЕЧЕВЫХ  НАРУШЕНИЙ

(Пырлик О.М.)

ДЕЛАЕМ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ ПРАВИЛЬНО

(Есипова А.В.)

 *****************************************************************************************************************************

    Что такое автоматизация звуков?

Учитель-логопед Сизова В.А.

Наконец, наступил долгожданный момент, ваш ребенок научился произносить трудный для него звук! Но в произвольной речи ребёнок произносит звуки искажённо или они получаются не чёткими. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки, ребенок сразу исправляется. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Это время важного и продолжительного этапа совместной работы логопеда и родителей - закрепления правильного произношения, которое зависит от индивидуальности и особенностей каждого ребенка. 

После постановки звука необходимо ввести его в речь, то есть автоматизировать.  Автоматизация звуков — процесс достаточно трудоемкий, более того, он может затянуться на длительное время. Для того чтобы этот этап прошел быстрее, необходимо проводить ежедневные занятия по 5-15 минут.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка и осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

В случаях неправильного звукопроизношения, не рекомендуется прерывать ребенка, а продолжать работу. Это тот момент, когда совершенствуется детский самоконтроль за речевой деятельностью.

В связи с этим взрослый обращает внимание:

- на правильное произношение с помощью инструкции: «Следи за звуками», «Скажи правильно»;

- старается предупредить ошибку в произнесении взглядом или жестом;

- отмечает качество произношения во время общей оценки ответа;

- следит за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре и т. д.)

- выдумывает способы повторения, например: «Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что ты должен вместе с ним последить за звуком».

 - не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе.

- чаще хвалите его за успехи — это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Предложенный материал поможет родителям автоматизировать поставленные звуки с ребенком. Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи.

В помощь предлагаем материал по автоматизации «базовых» звуков:

Автоматизация звука С

Автоматизация звука Ш

Автоматизация звука Л

Автоматизация звука Р

 

При составлении рекомендаций использованы материалы:

1.   Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

2.   Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.

3.   Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. – М., 1999.

4.   Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб., 2010.

5.   Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков.

6.   http://logoped73.ru/zvuki/ Центр коррекции речи «Логопед и Я».

7.   http://www.logolife.ru/  Логопедия для всех.

 

 

Что такое дизартрия?

Учитель-логопед Пырлик О.М.

 Приходя на консультацию к логопеду, родители часто задают вопрос: «Что такое дизартрия?» В этой небольшой статье я постараюсь ответить на этот вопрос.

Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития  ребёнка. При этом повреждаются речедвигательные механизмы  центральной нервной системы.

Дизартрия проявляется в расстройстве артикуляции звуков, в нарушении голосообразования, а также в изменении темпа речи и интонации. Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития. Часто внутриутробные поражения являются результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, создающих условия для возникновения родовой травмы. Часто в таких случаях при родах у ребёнка возникает асфиксия или ребёнок рождается недоношенным. Причиной  дизартрии может быть и несовместимость по резус - фактору. Иногда дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребёнка.

Выделяют несколько форм дизартрии в зависимости от локализации поражения мозга. Чаще всего у детей отмечается псевдобульбарная форма дизартрии. При этой форме повреждаются проводящие пути, идущие от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, подъязычного нервов. При этом степень нарушения речевой (артикуляционной) моторики может быть различной. В лёгкой степени у детей нарушается произношение отдельных звуков. В тяжёлой степени дизартрии речь может отсутствовать полностью, иногда имеются отдельные звуки.

Чаще всего у детей отмечается средняя степень псевдобульбарной дизартрии. Для таких детей характерна амимичность лицевых мышц (ребёнок не может надуть щёки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их). Движения языка ограничены. Ребёнок не может поднять кончик языка вверх, опустить кончик языка вниз, повернуть его вправо, влево, удерживать в заданном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Характерно обильное слюнотечение. Речь таких детей обычно невнятная, смазанная. Нарушается произношение как гласных, так и большого количества согласных звуков. Очень часто такие дети, из-за трудности произношения предпочитают отмалчиваться, что ограничивает опыт речевого общения. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Как правило, дети с выраженной степенью дизартрии имеют трудности в построении речевого высказывания.

Для устранения дизартрии рекомендуют систематические занятия с логопедом.

Литература:

1. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина «Основы логопедии».- М.1989г.

2. «Логопедия»/ Под ред. Л.С.Волковой.-М.1989г.

                       

КАК  ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ

Пырлик Оксана Михайловна

учитель-логопед ГБДОУ №65

 

Приходя к логопеду на консультацию, родители часто спрашивают: «Как научить

ребёнка пересказывать текст, рассказывать о прочитанной книге?» Я попробую

ответить на этот вопрос, используя конкретный пример.

Перед Вами следующий рассказ:

                                                     Ласточка.

   Ласточка летела около окошка и запуталась лапкой за нитку. Конец нитки был

привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На

её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.

    Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку все другие ласточ-

ки. Скоро ласточка была свободна.

 

              Последовательность действий при пересказе данного текста:

1. Прочитайте ребёнку рассказ два раза.

2. Уточните значение некоторых малознакомых слов /пищать, щебетать/

3. Рассмотрите иллюстрации, нарисуйте свои рисунки к рассказу.

4. Предложите ребёнку ответить на вопросы:

    - Кто летал около окошка?

    - Что случилось с ласточкой?

    - Почему нитка не пускала ласточку?

    - Что начала делать ласточка?

    - Кто прилетел на её писк?

    - Что делали ласточки вокруг своей подружки?

    - Что сделала одна из ласточек?

    - Как ласточка стала свободной?

5. Нарисуйте с ребёнком схематичный план рассказа. //Он будет соответствовать

    последовательности ответов на вопросы к тексту.//

    - ласточка и окно /ласточку изобразите двумя соединёнными дугами/

    - лапка ласточки и нитка

    - нитка, привязанная к окну

    - клюв ласточки и рядом несколько нот /так можно изобразить писк ласточки/

    - несколько ласточек

    - круг  и  стрелка вокруг него

    - клюв птицы и нитка

    - улетающая ласточка

6. Прочитайте ребёнку рассказ третий раз.

7. Попросите ребёнка рассказать, что он запомнил. При пересказе рассказа ребёнок

    опирается на нарисованный схематичный план.

 

Не огорчайтесь, если первые пересказы будут далеки от предложенного текста.   

У Вас всё получится

 

О  РАЗВИТИИ  РЕЧИ  РЕБЁНКА  В  НОРМЕ.

 

Учитель-логопед ДОУ №65 Фрунзенского района

Пырлик  Оксана  Михайловна

 

   «Мой ребёнок не говорит букву / р /»,- такую фразу можно часто услышать  от родителей. Давайте с Вами разберёмся, когда и что должен говорить Ваш малыш.

   Во-первых, запомним, что говорим и слышим мы звуки, а не буквы. А теперь обо всём по порядку.

   Ребёнок только появился на свет, а уже издаёт первый звук. Это - крик. Этим криком ребёнок говорит: «Ура, я родился! Здравствуй, мир!» Крик должен быть ясным, чистым, не хриплым.

   В 2-3 месяца ребёнок начинает нараспев произносить отдельные звуки: «А-у-агу». Это-период гуления.

   В 5-6 месяцев малыш начинает лепетать. В это время у ребёнка появляются губные звуки: п, б, м. Малыш начинает произносить слоги, цепочки слогов с этими звуками: «ма», «ба», «ба-бу-ба».

К году ребёнок овладевает произношением следующих звуков родного языка: а, о, у, и, ы, э, п, б, м, т, д, н, ф, в, к, г, х. Причём до 3 лет дети часто произносят согласные звуки смягчённо. Это называется «физиологическое смягчение».

   К 3 годам дети начинают произносить свистящие согласные звуки (с-с’), (з-з’).

   К 4-5 годам ребёнок уже правильно произносит шипящие звуки (ш), (ж), сонорные звуки (л-л’), а так же звуки (ц), (ч), (щ).

    И только к 5-6 годам в речи появляются звуки (р-р’).

   «А когда же в речи малыша появляются первые слова?»- спросите Вы. К 10 месяцам ребёнок уже понимает и произносит слова «да», «нет», а так же сопровождает их жестами. К году в словаре ребёнка должно быть 8-10 простых слов «мама», «дай», «баба», «пить», «папа». К двум годам словарь ребёнка увеличивается  в 20 раз и насчитывает приблизительно 200 слов. Это преимущественно существительные, но появляются и глаголы, связанные с передвижением и с тем, что делает ребёнок. Это и первые прилагательные (большой, плохой, красивый), и даже наречия (ещё, нельзя, можно).

   И немного о фразовой речи. К 1,5-2 годам у ребёнка появляются первые фразы: «Мама, пить». В два года ребёнок строит простое  распространённое предложение: «Мама купит машину». А к четырём годам в речи  малышей можно услышать сложносочинённые, а чуть позже и сложноподчинённые предложения.(«Мы не ходили гулять, потому что было холодно»).

    И самое главное. Необходимо помнить, что речь ребёнка развивается в общении со взрослыми и детьми. Разговаривайте со своим малышом с первых дней жизни,  называйте предметы, на которые указывает Ваш малыш, читайте ему книжки и не  забывайте с ним играть.

 

 

                      

О  ПРИЧИНАХ  РЕЧЕВЫХ  НАРУШЕНИЙ

 

Учитель-логопед ДОУ №65 Фрунзенского района

Пырлик  Оксана  Михайловна

 

Часто родители обращаются ко мне с вопросами: « Почему наш малыш так  поздно начал говорить? Почему ребёнок неправильно произносит звуки?»

Я постараюсь ответить на эти вопросы. К сожалению, причин речевых нарушений  много. Принято говорить о трёх группах причин, приводящих к  речевым нарушениям. Рассмотрим каждую из этих трёх групп.

 

К первой группе относят причины, возникающие в дородовый период. Это:

1. Наследственный фактор.

2. Курение, алкоголизм родителей, употребление наркотиков.

3. Инфекции, перенесённые мамой во время беременности  /краснуха,  грипп/.

4. Интоксикации /заболевания, протекающие с высокой температурой/.

5. Хронические заболевания матери.

6. Работа во время беременности на вредных производствах / воздействие химических веществ /.

7. Сильные переживания матери во время беременности / негативные эмоциональные  всплески /.

8. Травмы, ушибы, давление на плод во время беременности.

9. Несбалансированное /плохое/ питание матери во время беременности.

10. Резус-конфликт.

 

Ко второй  группе относят причины, возникающие в родовой период. Это:

1. Тяжёлые, затяжные или стремительные роды. /Очень часто это приводит к родовым травмам /.

2. Использование механических средств во время родов. /Это приводит к сдавливанию головки плода/.

3. Асфиксия /кислородное удушье/. Это приводит к возникновению микрокровоизлияний, а в тяжёлых случаях к гибели нервных клеток.

 

К третьей группе относят причины, возникающие в послеродовой период.

Данные причины очень многообразны. Здесь выделяют внутренние и внешние причины. К внутренним причинам относят:

1. Тяжёлые заболевания дыхательных путей у ребёнка. /Это приводит к нарушению кровоснабжения мозга кислородом, что негативно влияет на развитие речевых зон /.

2. Заболевания ребёнка, протекающие с высокой температурой.

3. Воспалительные заболевания мозга у ребёнка.

4. Травмы, опухоли мозга.

5. Болезни органов слуха и речи.

 

К внешним причинам относят:

1. Неправильное воспитание ребёнка /физические наказания, гиперопека, отсутствие единых требований к ребёнку со стороны родителей/.

2. Неправильные привычки /сосание пальца, длительное сосание соски/.

3. Неправильное отношение к речи ребёнка /ограничение контактов ребёнка с другими детьми/.

4. Подражание /ребёнок начинает копировать «неправильную» речь окружающих его взрослых людей/.

 

Я постаралась Вам рассказать об основных причинах речевых нарушений.

Как видите их очень много. Часто однозначно непросто ответить, что привело к возникновению того или иного речевого нарушения. Поэтому логопеды, консультируя родителей, тщательно собирают анамнез. И помните, что многое зависит от нас. Здоровый образ жизни, правильное питание, соблюдение режима дня, внимательное отношение к здоровью, своевременное выполнение рекомендаций специалистов - это ещё никому не вредило.

 

  

 

 

ДЕЛАЕМ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ ПРАВИЛЬНО

Учитель-логопед ДОУ № 65

Есипова Анастасия Викторовна

 

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить ребенка правильно дышать.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием об­щей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание

1.Следить, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались (сначала можно прижимать их ладошками). Выдох должен быть длительным, плавным.

2. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеян­ная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.

3.Упражнения нужно повторять не более 3-5 раз, так как мно­гократное выполнение дыхательных упражнений может при­вести к головокружению.

4. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

5.Не заниматься после еды ( только через 1,5 – 2 часа)

6.Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

7.Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

8. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Регулярное выполнение дыхательных упражений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Загони мяч

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный ша­рик на столе, стараясь за­гнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

Цветочный магазин.

Предложите ребенку медленно глубоко вхохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветок для мамы или бабушки, а на выхохе произнести : «Ах,как пахнет!» 

Фокус

1. Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).

2.Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3.Сделай вдох через нос.

4.Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

 Сдуй снежинку

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

 Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ват­ный шарик — «снежинку» с ладо­ни. Повтори три-четыре раза, сле­дя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произно­сил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

Мыльные пузыри

Взял соломку Игорёк,                 

Надул мыльный пузырёк.

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку. Для формирования навыка ротового выдоха полезно наду­вать мыльные пузыри.

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

Вырежьте из бумаги не­сколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка.

Одуванчик

Ветер дул на одуванчик —

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть  губы  вперёд  трубочкой  и  длительно  дуть  на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Кораблик

По волнам корабль плывёт.              

Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай                    

И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и нето­ропливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф.." 

Список литературы

1.       Анищенкова Е.С. Учимся говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная система развития речи. – М., 2009. – 159.

2.       Вакуленко Л.С  Старшая группа. Консультации логопеда. Детство-Пресс, 2013 г.

3.       Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Азбука правильного произношения. – М., 2005. – 120с.

4.       Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. – СПб, 2004. – 80с.

5.       Леонова С.В. Веселая разминка // Логопед, 2004, № 6.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения