Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Страничка учителя-дефектолога Стукаловой Натальи Евгеньевны

Уважаемые родители! Наше с вами сотрудничество – залог успешного преодоления трудностей, которые испытывают дети в познании окружающего мира.

На этой страничке вы найдете рекомендации и игры для закрепления полученных на занятиях знаний и навыков. Эти рекомендации позволят вам оставаться в образовательном процессе, если ваш ребенок по каким-то причинам пропустил занятия.

 

2025-2026 учебный год

Дистанционное взаимодействие с семьёй

30.09.2024 – 04.10.2024 Тема: «ОВОЩИ. ОГОРОД»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите дома с ребёнком натуральные овощи и объясните, что всё это можно назвать одним словом «овощи».

Повторите с ребенком названия овощей. Обратите внимание на цвет, форму, вкус и аромат овощей.

Овощи растут в огороде на грядках. Овощи могут расти на кустах (огурец, помидор), на земле (капуста), в земле (морковь, свёкла, репа, картофель, редис). Овощи, растущие в земле называются КОРНЕПЛОДЫ.

За овощами в огороде ухаживают: пропалывают, удобряют, поливают.

Из овощей готовят суп (щи, борщ, рассольник), салат, винегрет, соки, запеканки. Овощи солят, маринуют, сушат на зиму.

Овощи полезны, в них много витаминов. Приготовьте с ребенком простое блюдо из овощей, покажите заготовки на зиму.

Побеседуйте с ребёнком о труде взрослых осенью:

Что делает человек с приходом осени?

Какие орудия труда необходимы человеку для работы в саду, в огороде?

Как заготавливают фрукты и овощи на зиму?

Что будет, если люди осенью не станут трудиться в садах и огородах?

Подготовьте несколько овощей c разным вкусом:

РАСCMOTPИTE: кожуру, мякоть, семена, головки чеснока и лука, кочан капусты.

УCЛЫШЬTE: хруст, делая укус, или звук ножа, разрезающего овощ.

ПOПPOБУЙTE: мякоть разных сортов, их сок.

ПOЧУBCTBУЙTE ЗAПAX: огурцы (свежий аромат), лук и чеснок (острый запах).

ПOTPOГAЙTE различные части фрукта: гладкий, липкий, влажный, твёpдый, мягкий Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями:  овощи, огород, огородник, труженик, земледелец, грядка, рассада, семена, теплица, удобрение, инвентарь, вредители, земля, посадка, полив, уход, урожай, капуста, свёкла, картофель, огурец, кабачок, тыква, морковь, чеснок, репа, помидор (томат),петрушка, укроп, зелень, фасоль, горох, ботва, стебель, корни, плоды, корнеплоды, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик; 

Словами – признаками: мелкий крупный, овощной, зрелый, пузатый, высокий, низкий, колючий, хрустящий, рассыпчатый, червивый, зеленый, желтый, красный, чёрно-синий, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, созревший, душистый, ароматный, сочный;

Словами – действиями: работать, сажать, сеять, рыхлить, удобрять, поливать, выращивать, копать, рыхлить, полоть, собирать, срывать, выкапывать, выдергивать, заготавливать, консервировать, сушить, варить, солить, мариновать, квасить, зреть, поспевать, срезать, мыть, натирать, тушить, жарить, кушать;

Словами-наречиями: мелко, крупно, давно, охотно, быстро, медленно.

Поиграйте в игры:

«Один — много» (Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах)

Огурец  – много огурцов, (в корзине лежат) – огурцы;

Помидор – много помидоров, (в корзине лежат) – помидоры;

Кабачок – много кабачков, (в корзине лежат) – кабачки;

Баклажан – много баклажанов, (в корзине лежат) – баклажаны;

Перец – много перцев, (в корзине лежат) – перцы;

Морковь – много моркови, (в корзине лежит) – морковь;

Свёкла – много свёклы, (в корзине лежит) – свёкла;

Картофель – много картофеля, (в корзине лежит) – картофель;

Лук – много лука, (в корзине лежит) – лук;

Чеснок – много чеснока, (в корзине лежит) – чеснок.

«Какой сок?» (Образование относительных прилагательных)

Сок из моркови – морковный;

из свЁклы – свЕкольный;

из помидора – томатный;

из овощей - овощной.       

«Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе)

помидор – помидорчик;              морковь – морковка, морковочка;

капуста – капустка, капусточка;        огурец – огурчик;

свёкла – свёколка;                   репа – репка;

перец – перчик;                        лук – лучок;

чеснок – чесночок;

«Посчитай овощи» (Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах)

одна свёкла, 2,3,4 свёклы, 5 свёкл;

один огурец, 2,3,4 огурца, 5 пять огурцов;

один перец, 2,3,4 перца, 5 перцев и т.д.

«Запомни и повтори» (Развитие слуховой памяти)

Назовите ребёнку 5 слов по теме «Овощи, фрукты, труд людей осенью», попросите ребёнка повторить. Например, ЛОПАТА, ГРЯДКА, УРОЖАЙ, ФРУКТЫ, ОВОЩИ.

«Жадина» (мой, моя, мое) (Употребление притяжательных местоимений)

Мой – зеленый огурец. Моя – сочная морковь.

«Какие будут овощи?»
- Если овощи сварить, то они будут - вареные.
- Если овощи пожарить, то они станут - ...
- Если овощи запечь, тогда они получатся - ...
- Если овощи посушить, тогда они станут - ...

- Если овощи посолить, тогда они станут - ...

ЗВУК [у] И  БУКВА «У»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «у» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Как гудит паровоз? У-у-у. Как мычит корова? Му-у-у. Как поет кукушка? Ку-ку, ку-ку.

Б) Упражнение «Хлопни в ладоши на звук «у»:

А, У, И, У, Э, У, Ы, А, О, И, У, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, У, А.

2) Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать: имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, У ля, Алена; лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У].

 

Математические игры:

Сравните различные предметы домашнего обихода по длине и ширине.

Найдите среди предметов домашнего обихода предметы, различные по количеству (один-много-ни одного).

 Поиграйте в игру «Сыщики»: поищите среди предметов домашнего обихода предметы овальной и прямоугольной формы.

Почитайте детям:

Ю.Тувим «Овощи»

Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

Русская народная сказка «Мужик и медведь» (в обработке А.Толстого),

Басня И.Крылов «Стрекоза и Муравей»,

Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться».

 

Ссылка на папку со вспомогательными материалами:

https://disk.yandex.ru/d/XVobO58BEd2XQQ

22.09.2025 – 26.09.2025 Тема: «ФРУКТЫ»

Родителям рекомендуется:

Рассмотрите дома с ребёнком натуральные фрукты и объясните, что всё это можно назвать одним словом «фрукты».

Фрукты растут в саду на деревьях.

За деревьями в саду ухаживают, удобряют, брызгают раствором от вредителей.

Фрукты зреют, поспевают, их сушат, из них варят варенье, компот, кисель, делают соки.

Фрукты полезны, в них много витаминов.

Обратите внимание ребёнка на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус.

Подготовьте несколько плодов c разным вкусом:

РАСCMOTPИTE цвет: кожуры, мякоти, семян и плодоножки.

УCЛЫШЬTE: хруст, делая укус, или звук ножа, разрезающего плод.

ПOПPOБУЙTE: мякоть разных сортов, их сок.

ПOЧУBCTBУЙTE ЗAПAX: сладкий аромат.

ПOTPOГAЙTE различные части фрукта: гладкий, липкий, влажный, твёpдый, мягкий.

Обогащайте словарь ребенка:

Словами – названиями:  фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, мякоть, семена, плод, косточка, корка, кожура, дерево, яблоня, ветка, сад, урожай, полив, уход, компот, джем, варенье, сок; 

Словами – признаками: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

Словами – действиями: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, чистить;

Словами-наречиями: высоко, низко, близко, сладко, горько, кисло, вкусно.

Поиграйте в игры:

«Назови ласково» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе)

Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон —лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

«Один — много» (Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах)

Яблоко — яблоки — яблок,

груша — груши — груш,

слива — сливы — слив,

персик — персики — персиков,

абрикос — абрикосы — абрикосов,

хурма — хурма — много хурмы,

вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),

апельсин — апельсины — апельсинов,

лимон — лимоны — лимонов,

фрукт — фрукты — фруктов,

сад — сады — садов,

косточка — косточки — косточек,

дерево — деревья — деревьев,

ветка — ветки — веток,

пальма — пальмы — пальм,

семя (семечко) — семена — много семян,

сок — соки — много соков, много сока.

«Посчитай фрукты» (Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах)

Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

один банан — два банана — пять бананов,

один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

«Назови, какое дерево?» (Образование относительных прилагательных)

 Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

... грушами — грушевое — груша,

... сливами — сливовое — слива,

... персиками — персиковое — персик,

... абрикосами — абрикосовое — абрикос;

«Назови сок, варенье» (Образование относительных прилагательных)

Сок из яблок — яблочный,

... груш — грушевый,

... слив — сливовый,

... вишни — вишневый,

... лимонов — лимонный,

... абрикосов — абрикосовый,

... апельсинов — апельсиновый,

 ... персиков — персиковый,

 ... фруктов — фруктовый,

... мандаринов — мандариновый. 

….банана - банановый

….граната — гранатовый  

…  ананаса - ананасовый  

…персика — персиковый

«Скажи наоборот» (Поиск антонимов)

-Персик большой, а абрикос маленький;

-у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

-апельсин круглый, а банан длинный;

-лимон кислый, а персик сладкий;

-апельсин больше, а мандарин меньше.

«Объясни  словечко»

Плодоносит,  удобрение,  толстокожий.

«Жадина» (мой, моя, мое) (Употребление притяжательных местоимений)

Мой - оранжевый апельсин. Моя - красная вишня. Мое - зеленое яблоко.

«Какие будут фрукты?»
- Если фрукты сварить, то они будут - вареные.
- Если фрукты заморозить, то они станут -  ...
- Если яблоки запечь, тогда они получатся - ...
- Если груши посушить, тогда они станут - ...

«Что лишнее и почему?»
- лимон, огурец, яблоко, гранат;
- яблоко, крыжовник, смородина, клубника;
- собирать, поливать, насорить, рыхлить;
- крепкий, сладкий, маленький, кругленький, глубокий.
- свекла, репа, огурец, апельсин.

ЗВУК  И  БУКВА «А»

1.  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

ЗВУК «А» - поется, тянется, преграды во рту нет, гласный, обозначается красным квадратиком.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

1) Как плачет, кричит девочка? А-а-а – показывают горло врачу (качаем малыша, поет певица).

Б) Упражнение «Хлопни на звук «А»:

А, У, И, У, Э, А, Ы, А, О, И, А, Ы, Э, А, У, А, У, И, О, Ы, А.

2) Назови слова, которые начинаются на звук «А»:

    Абрикос, айва, апельсин, арбуз, ананас, астра, альбом, аист, август, автомат, автомобиль, автобус, адрес, азбука, аквариум, акация, артист, акула, аллея, алыча, ангина, антенна, аппарат, апрель, аптека, аппетит, армия, аромат, асфальт, атрибуты, аттракцион, аэропорт, аэродром, аэроплан. 

3) Назови имена на звук «А»:

     Аня, Алеша, Андрей, Алиса, Анжелика, Алёна, Антон, Артем, Артур, Алина. 

4) Назови слова, в которых звук «А» в конце:

     Зима, снежинка, книга, сосна, ветка, сорока, ворона, синичка, сова, береза, кукла, ручка, бочка, лиса, картина, зайчиха.

5) Запомни слова, в которых звук «А» в середине слова:

     Сад, мак, шкаф, кран, лак, шарф, рак, шар, зал, жар, краб, чай, флаг, сам, плащ.

 

Поиграйте в игру «Сыщики»

Поищите среди предметов домашнего обихода предметы круглой, квадратной и треугольной формы.

 

Ссылка на папку со вспомогательными материалами: https://disk.yandex.ru/d/b3SPFVCgemOdaQ

 

Дата последнего обновления страницы 29.09.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения