Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"Солнышко"

 

Страничка учителя-логопеда Пашиневой Натальи Сергеевны

Приветствую вас, уважаемые родители, на своей страничке!  

Приветствую вас, уважаемые родители, на своей странице!

Здесь каждую неделю для вас будут размещаться игры и упражнения по лексическим темам для закрепления с детьми пройденного на занятиях материала.

В подготовительной группе мы с ребятами будем работать над правильным произношением звуков, познакомимся с понятием «звук», «слог», «слово», научимся слышать и различать звуки, определять позицию звука в слове, называть количество и последовательность звуков в слове, составлять звуковые схемы слов, подбирать слова на заданный звук, определять количество слогов в слове и многому другому.  Мы познакомимся с буквами, научимся соотносить звук и букву, будем работать с разрезной азбукой, будем осваивать навыки послогового чтения слов и предложений, освоим навыки «печатания» букв («прописывание» печатных букв), слов и коротких предложений.

Я уверена, что к процессу обучения вы подойдете со всей ответственностью и серьезностью, ведь только совместными усилиями мы достигнем наилучших результатов!

Спасибо за внимание! Успехов!

 

2023-2024 учебный год

Дистанционное взаимодействие с семьёй

01.04-05.04 Тема «Космос»

Рекомендации: 

Поговорите с ребенком о том, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп, расскажите о планетах Солнечной  системы. Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

 Поиграйте в игры 

«Один – много»: 

спутник – спутники- много спутников,  корабль — … космонавт — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …

«Что сделал космический корабль? «

Образование слов с приставками от слова «летел» (при демонстрации действий):

Космический корабль вылетел,  отлетел, прилетел, улетел, залетел, подлетел.

«Посчитай»:

 Одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…(спутник, звезда, скафандр, планета и т.д.)Луна, это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, земли, вокруг.

Летает, космос, в, космонавт.

Большая, солнце, это, звезда.

У, Кольца, Сатурна, есть.

Маленькая, Плутон, самая, планета.

 

Предложите ребенку ответить  на вопросы и пересказать текст:

Солнце.

Без солнца наша Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину.  Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло. Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

Солнце в сотни раз больше Земли. Но во Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца.

Вопросы:

1.Что такое Солнце?

2. Что дает Солнце людям?

3.Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

Прочитайте стихотворение  и предложите ребенку его выучить:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

 А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

(Хайт А.)

15.04-27.04  «Лес. Растительность. Насекомые.»

Рекомендации:

Рассмотрите внешний вид растения, его части: корень, стебель, лист, цветок, семена. Побеседуйте о лесе, о деревьях, растущих в лесу (лиственные и хвойные), каким бывает лес (лиственный, хвойный и смешанный). Объясните, почему лес так называется, какую пользу он приносит, чем он ценен и важен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы). Объясните ребенку выражение «Лес-наше богатство».

Поговорите  с ребенком  о том, какие изменения произошли весной в жизни насекомых.  Побеседуйте  о полезных насекомых (пчела, муравей, божья коровка и т.д) и о вредных (комар, муха, таракан и т.д.), рассмотрите и назовите насекомых, изображенных на картинках, части их тела (голову, брюшко, грудь, ноги, крылья, усики).  Расскажите ребенку о   бережном отношении к природе.

Предложите ребенку составить по одной описательной  загадке  о цветах, деревьях, насекомых. Предложите ребенку нарисовать к каждой загадке по одной отгадке.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

«Посчитай»

Посчитать от 1 до 5 : кузнечиков, муравьёв, комаров и т.д.

Вставь в слово предлог  (маленькое слово, которое обозначает местонахождение предмета),  (устно):

Пчёлы жужжат … цветком.  Жучок ползёт … цветком. Стрекозы кружатся … водой. Гусеница спряталась … листиком. Бабочка подлетела …..цветку.

Закончи предложение:

Муравей сидел около … . Божья коровка ползала по … . Жук спрятался под … . Муха села на … . Гусеница сидела на … . Муха ползала по … .

Подбери слова-действий:  бабочка (что делает?)- ….., муравей (что делает?)-….., кузнечик (что делает?)-…. и т.д.

 Подбери слова-признаки:

Бабочка (какая?)-…, муравей (какой?)-…., пчела (какая?)-….     Комар (какой?)-…….

 «Бывает- не бывает»

Девочка ловит бабочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

08.04-12.04 Тема «Перелетные птицы весной»

Рекомендации:

Вспомните с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки). Обратите внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе. Расскажите ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы. Расскажите ребенку об особенностях жизни  перелетных птиц весной. Расскажите ребенку о бережном отношении к живой природе.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

 «Четвертый лишний»

Ворона, воробей, стриж, голубь.     Скворец, грач, голубь, стриж.

 «Улетает - не улетает» (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, какая она - перелетная или зимующая.)

 «Назови ласково»: соловей - соловушка, журавль - журавушка, лебедь - лебедушка ... и т.д..

 «У кого - кто»

У грача – грачата (грачонок), у скворца –скворчата (скворчонок) .... у журавля - ...  и т.д..

 «Соедини два слова в одно»

Если у ласточки белая грудь , то она  ….белогрудая;   у стрижа длинные крылья — .. ….;  короткий хвост — …..; у грача чёрный клюв  — …….; у соловья звонкий голос — …….; у скворца пестрые крылья — ……; у цапли длинные ноги-…….. ; у скворца желтый клюв-…….

Подбери  как можно больше слов-действий.

Птица что делает? Летает, клюет, поет, высиживает птенцов и т.д.

 «Чьи крылья? Чей клюв?»

У журавля – журавлиные крылья, журавлиный клюв , у  гуся – …, у  утки – …..;  у  грача –…….

«Предложение рассыпалось»

Предложите ребенку составить  красивые предложения из слов

Скворец, тёплые края, прилетать.   Гнездо, высиживать, грач, птенцы.  Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные.   Небо, летать, кричать, журавль, большой.    Болото, утки, крякать, громко.   Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.

 

Предложите ребенку послушать рассказ В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», попросите ответить на вопросы по тексту, а затем предложите  пересказать текст:

«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берёшь с собой мусор? - сказала Оля.

- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

-Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

 Вопросы к тексту:

 Кто пошёл в лес?

Для чего Оля и Лида пошли в лес?

Что услышали девочки в лесу?

Как Оля поступила с мусором? А Лида?

Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой»?

Чей поступок вам больше нравится? Почему?

Если вы отдыхаете в лесу,  как нужно себя вести, чтобы не навредить природе?

25.03-29.03 «Животные жарких стран»

1. Побеседуйте с ребенком о животных, которые обитают на территории Африки и Австралии. Рассмотрите картинки с этими животными. Поговорите  об их внешних признаках, характерных повадках. Спросите у ребенка: «Какие животные живут там, где жарко? Чем они питаются? Кого из них можно увидеть в зоопарке?». Побеседуйте с ребенком  о морских животных (черепаха, скат, акула,  дельфин и т.д.).  Обратите внимание ребенка на особенности их проживания, питания и строения.

2. Попросите ребенка подобрать признак к предмету, действие к предмету, предмет к признаку. Например:

Лев (какой?) – сильный, красивый, грациозный.  Лев (что делает?) – ходит, бегает, крадется.  Львиный (что?) – хвост, глаз, нос.  Львиная (что?) – лапа, … Львиное (что?) – ухо, …

Львиные (что?) – лапы, … Верблюд (какой?) –   Верблюд (что делает?) –     Верблюжий (что?) –    Верблюжья (что?) –  Верблюжье (что?) –  Верблюжьи (что?) –  Крокодил (какой?) –    Крокодил (что делает?) –.. Крокодилий (что?) – …  Крокодилья (что?) –…  Крокодильи (что?)-..  и т.д.

3. Попросите ребенка соединить два слова в одно:

Если у верблюда два  горба, то он (какой?) двугорбый.

Если у жирафа длинная шея, то он-….(длинношеий). Если у льва большая грива, то он.. (большегривый).  Если у  бегемота толстые ноги-… Если у  обезьяны длинный хвост -… и т.д.

4.Предложите ребенку поиграть в игру  «Чья, чье, чьи?» (следите, чтобы ребенок отвечал полным предложением):

Если у льва есть грива (хвост, лапы), то она (он, они) чья?

 (чей? чьи ?) львиная, львиный, львиные; у крокодила -…, у обезьяны-.., у тигра-…  и т.д.

5. Попросите ребенка составить описательный рассказ о любом  животном из жарких стран по плану:

Как называется? Где живет? Какое у него жилище? Какой внешний вид? Какие повадки? Чем питается? Как добывает пищу? Какие у него враги? Как защищается? Детеныши.

6. Предложите ребенку нарисовать животное жарких стран, о котором он составил рассказ.

7.Предложите ребенку назвать по порядку все звуки в слове, общее  количество звуков в каждом слове (устно), назвать по порядку слоги и количество слогов в каждом слове: ЗЕБРА, ЖИРАФ, ДЕЛЬФИН, ЧЕРЕПАХА

Пожалуйста, не забывайте следить за правильным произношением звуков!

18.03-22.03  Тема: Посуда и бытовая техника

Рекомендации:

Рассмотрите вместе с ребенком посуду, покажите, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте); объясните ребенку ее назначение, например: «Это глубокая тарелка. В нее наливают суп, борщ». Поговорите о том, что посуда бывает кухонная, столовая, чайная; предложите ребенку назвать  части посуды. Например, вот чайник. У него есть ручка, чтобы держать чайник, крышка, чтобы закрывать чайник, носик с отверстием, чтобы удобно было наливать чай, стенки и донышко.

Поговорите с ребенком о том, что такое бытовая техника, как и для чего используется; меры предосторожности; части электроприборов.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

 «Назови ласково»

сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка, чайник и т.д.

 «Какая бывает посуда?»

Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т.д.

Отгадай загадки о посуде:

- Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

- Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

 «Какая посуда?»

- Какая посуда нужна  для хлеба? – хлебница,   для   сухарей - сухарница ;     конфет – конфетница ;    соли – солонка ; перца – перечница;    чая — чайница селёдки - селёдочница ;          супа – супница ;  сахара — сахарница ;   салата – салатница.

«Соедини два слова в одно»

Кофе варит-кофеварка, мясо рубит-..(мясорубка), паром варит -..(пароварка), скоро варит-..(скороварка), мясо рубит- ..(мясорубка).

 

«Четвертый лишний» (найди лишний предмет, объясни свой выбор)

Холодильник, мясорубка, утюг, чайник.

Кастрюля, микроволновая печь, сковорода, кружка

Стиральная машина, посудомоечная машина, телевизор, швейная машина.

Телевизор, ноутбук, магнитофон, пылесос.

Чайник, обогреватель, холодильник, электроплита.

Ножницы, иголка, спицы вязальные, швейная машина.

 

«Предложение рассыпалось, расставь слова по порядку»

Мама, чайник, чай, налить, из.

Пылесосить , папа, пылесос, ковер, новый.

Холодильник, брат, из, доставать, колбаса.

В, стиральная машина, ванная комната, стоит.

Пирог, в, разогревать, бабушка, микроволновая печь.

Телевизор, сестра, мультфильмы, по, смотреть, любить.

 

Предложите ребенку составить описательный рассказ о посуде по плану:

1.Название посуды   2.Цвет посуды  3. Форма посуды    4.Величина   5.Материал 

6.Части посуды  7.Действия с посудой

 

11.03-15.03 Тема «Профессии»

Рекомендации:

Побеседуйте с ребенком о разных профессиях (врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера, садовода, сталевара, машиниста, строителя   и т.д.). Поговорите о том, для чего человеку нужна профессия, где работают люди этих профессий, что делают, какую пользу приносят обществу.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

 «Кто что делает» (подбор действий к существительным):

повар — варит, портниха — ...., врач-……  , садовод-…..

 «Кому что нужно для работы»: повару — поварешка, продавцу — ...; ножницы — портнихе, бинт — ... .

 «Подбери признак»: профессия  (какая?) — полезная, интересная , нужная, трудная, значимая.

«Соедини два слова в одно»:

Лес рубит-..(лесоруб)        пчел разводит-..(пчеловод)       трубы чистит-..(трубочист)  

ловит рыбу – ..(рыболов)     в воду лазит – …(водолаз)   ведёт передачи на телевидении – ..(телеведущий)

 «Бывает — не бывает»

Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Поваром сварен суп. Повар сварен супом. Супом сварен повар.

Четко произнеси фразы:

«Волосы подстригают в парикмахерской» .

 Водопроводчик чинит водопровод. Регулировщик стоит на перекрестке.

Дидактическая игра «Угадай, про какую профессию говорится».

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Врач)

Составь описательный рассказ на тему « Кем я буду, когда вырасту» по плану:

1.Название профессии

2.Место работы

3.Какую форму буду носить

4.Что нужно для работы (орудия труда)

5.Что человек этой профессии  делает на работе

6.Какую пользу приносит эта профессия

7.Почему тебе нравится эта профессия?

04.03 – 08.03 Тема: Ранняя весна.

Рекомендации.

Побеседуйте с ребенком о том, какое время года наступило (наступила ранняя весна). Поговорите о последовательности времен года.  Попросите назвать предшествующее весне время года, назвать следующее за весной время года.  Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения в природе произошли ранней весной. Приметы весны – чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются проталины, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака, из теплых стран скоро вернутся  перелетные птицы, животные проснутся  от зимней спячки и поменяют свои шубки, будут готовиться к появлению детенышей. Скоро на деревьях набухнут почки, на земле появятся первые весенние цветы – подснежники и мать – и мачеха, зазеленеет травка. Объясните ребенку значение незнакомых слов.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

ПОДБЕРИ СЛОВА

Весна (какая) - ранняя, теплая, долгожданная и т. д.  Солнце (какое) -.       Погода весной (какая) -… День (какой) -.       Снег весной (какой) -.       Сосулька (какая) -.       Солнце весной (что делает) - греет, припекает, ласкает, согревает.        Снег весной (что делает) - чернеет, тает. Ручьи весной (что делают) -.        Сосульки весной (что делают) -.

 

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа -. , солнце -. , сосулька -.

 

ПОДБЕРИ СЛОВА ОДНОЙ СЕМЕЙКИ

Весна- весенний, веснушки………

Вода- водный, наводнение…..

 

РАССКАЖИ

Предложите ребенку внимательно послушать рассказ, затем ответить на вопросы и пересказать текст.

Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях скоро начнут набухать почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

-Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что скоро начнет набухать на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы?

26.02 – 01.03 Тема: Семья

Рекомендации:

Поговорите с ребенком о семье (с кем ребенок живет, сколько человек в семье, назовите членов своей семьи, кто младший, а кто старший в семье). Предложите ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Бабушка-…(бабулечка), мама-….., сестра-….., папа-……., дядя-…., тетя-………, брат-……

ПОДБЕРИ СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ.

Мама (что делает?)-…. убирает, готовит, моет посуду, воспитывает и т.д. ( папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

СКАЖИ НАОБОРОТ

Старший-младший, большой-….., молодой-…, старше-……..

ЧТО НЕ ТАК?

Бабушка младше мамы. Дочка старше мамы. На праздничной открытке я нарисовала красные подснежники.

СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Мама, Настина, на, работает, почте.

Для, сегодня, сюрприз, мамы, приготовили, мы.

19.02-23.02 Тема «Защитники Отечества»

Рекомендации родителям:

Поговорите с ребенком о празднике «День Защитника Отечества» и когда его отмечают. Поговорите о родах войск, военной технике, военных профессиях (по картинкам и иллюстрациям).

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

Как называется военный, который:

Летает на вертолете-……(вертолетчик); ездит на танке-…(танкист); служит в пехоте-…(пехотинец); прыгает с парашютом-…; охраняет границу Родины-……; служит в море-…; летает на самолете-….; служит в артиллерии-..; служит на подводной лодке-….

Какое слово не подходит?

Воин, воинский, воет, воевать, война.

Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.

Сосчитай до пяти:

Один тяжелый танк, два……(подводная лодка, быстрая ракета, храбрый солдат)

Продолжи предложения:

В армии служит много…..( десантников, солдат, офицеров…).

Наши защитники умеют …(воевать, сражаться..).

Кто (что) лишний и почему?

Зенитчик, ракетчик, теннисист (теннисист, так как он спортсмен, а зенитчик и ракетчик-воинские профессии).

Генерал, автомат, майор (автомат, так как это оружие, а генерал и майор-воинские звания)

Исправь предложения.

Летчик поднял самолет в воздух и разогнал его по взлетной полосе.

Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.

Продолжи рассказ

Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака…..

12.02-16.02 Тема «Специальный транспорт»

Расскажите детям о транспорте специального назначения.

Специальные виды транспорта предназначены для перевозки грузов, обслуживания ремонтных бригад, строительных площадок и фермерских хозяйств. К ним относятся скорая помощь, полиция, пожарная служба, различного рода грузовые машины,  экскаваторы и бульдозеры, мусоровозы и краны, а также прочие виды техники.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

 «ЧТО? ДЛЯ ЧЕГО?»

Зачем нужна поливальная машина? Поливальная машина нужна для того, чтобы поливать дороги, деревья, газоны...

Пожарная машина — пожарная машина тушит пожар.

Подъемный кран — подъемный кран нужен для того, чтобы поднимать грузы.

Бензовоз — бензовоз нужен для того, чтобы перевозить бензин.

(Скорая помощь, мусоровоз, асфальтоукладчик,  снегоуборочная машина, автовышка и др.)

Отхлопай по слогам названия специального транспорта (помни, сколько в слове гласных, столько и слогов).

 «ОДИН-МНОГО»

Комбайн-комбайны /много чего?/ - комбайнов,

Трактор- … /много чего?/ - ... ,

мусоровоз - ..... /много чего?/ - ...,

бензовоз - .... /много чего?/ - ...,

 автокран- ..., /много чего?/ - ...,

такси - такси, /много чего?/ - такси

 «СОСЧИТАЙ ДО ПЯТИ» (правильно согласовывая существительные с числительными)

Слова:  бензовоз, грузовик, такси, автокран, трактор, комбайн.

«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»

Иллюминатор из стекла – стеклянный.

Шины из резины - …

Фара из стекла - …

Кабина из металла – …

Кузов из железа - …

СОСТАВЬ ЗАГАДКУ О СПЕЦИАЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Составляя загадку, нужно не называя транспорт, описать его по плану:

-способ передвижения;

- особенности строения (назвать такую деталь, которой нет у другого транспорта, которая свойственна только ему);

-рассказать о назначение транспорта.

Пример: Эта машина передвигается по дороге. У этой машины есть бак с водой... Она поливает дороги, газоны…  .

05.02- 09.02 Тема  «Транспорт»

Рекомендации:

Вместе с ребёнком понаблюдайте на улице за движением различного транспорта. Спросите ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, воздушному, водному и подземный, железнодорожному. Спросите, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему он так называется. Вспомните, люди каких профессий работают на различных видах транспорта.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

Подбери действия к предметам

Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …; пароход (что делает?) – трамвай (что делает?) – …; троллейбус (что делает?) – …; вертолет (что делает?) – …; велосипед (что делает?) ..

 «Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом, трамваем, вагоном метро).

«Почему так называется?»

самолет (сам летает), вездеход (везде ходит), паровоз (пар возит), самосвал, самокат…..

Подбери подходящий по смыслу предлог:

……. реке плывет деревянная лодка. Велосипед остановился…..  магазина. Пассажиры выходят ……..  электрички. Самолет летит высоко …. небе. Трамвай подъехал…..остановке. Автобус выехал……моста.  Машина съехала …..горки.

Закончи предложения:

• В гараж машина заезжает, а из гаража…….. (выезжает)

• По дороге машина проезжает, а через реку ……… (переезжает)

• Мимо парка машина проезжает, а к дому машина …… ……. (подъезжает)

• Пешеход по тротуару ходит, а через дорогу - ……….. (переходит)

Составь описательную загадку о каком-либо виде транспорта (на выбор)

«Четвертый лишний» (объясни, почему лишний)

Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.

Пароход, лодка, самолет, парусник

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

29.01 – 02.02 Тема: Зима. Обобщение.

Рекомендации:

Предложите ребенку  вспомнить названия времен года и зимних месяцев;

вспомните о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют; назовите зимующих птиц, поговорите о том, как человек помогает птицам зимой.

Вспомните, какие бывают зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь. Вспомните с ребенком пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы, стихи и загадки о зиме. Сравните с ребенком первый зимний месяц и последний, поговорите об их отличительных признаках.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

ДО-МЕЖДУ-ПОСЛЕ

Какой месяц перед январем, после января ... .

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Снег-белый, колючий..

Зима-…..

Мороз-…..

Шуба-….

Лыжи-….

ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Чтобы не замерзнуть, надо надеть….

Зимой покрываются льдом….

Дети любят кататься зимой на…..

Зимой на улице не увидишь…

 

СКАЖИ НАОБОРОТ

Темное утро-светлое утро

Холодный ветер-…….

Пасмурный день-….

Зимний месяц-

 

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

У мальчика одни санки, а у двух мальчиков-двое санок.

У девочек одни коньки, а у двойняшек две пары …..

У девочки одни лыжи, а у двух девочек две пары….

 

НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Ворона, голубь, воробей, ласточка.

Лиса, волк, медведь, жираф.

Шуба, шапка, купальник, шарф.

22.01 по 26.01 Тема «Мой город Санкт-Петербург»

Рекомендации:

Поговорите с ребенком о том, как называется город, в котором он живет, улица, на которой находится его дом. Спросите ребенка, знает ли он главную улицу города. Поговорите с ребенком о том, в честь кого назван город, чем он знаменит, поговорите о важных событиях, прошедших в городе, о достопримечательностях города. Рассмотрите иллюстрации с изображением города и его достопримечательностей.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

СРАВНИ достопримечательности по длине, ширине и высоте

Красивый-красивее-красивейший (Например: Казанский собор красивый, Исаакиевский собор еще красивее, а Зимний дворец самый красивейший)

Высокий-……еще выше-……..самый высочайший

Широкий-……еще шире-…..самый широчайший

Длинная-……еще длиннее-…….самая длиннейшая

ПОДБЕРИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ

Собор (какой?)-…старинный, высокий, величественный

Дворцовая площадь (какая?)- большая, широкая, просторная, многолюдная

Мосты (какие?)-….

Город (какой?) -…..

Нева (какая?)-…

Летний сад (какой?)-….

Невский проспект (какой?)-….

Медный всадник (какой?)-…

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

Мост из дерева (какой?)-……  , из железа-…….., из стали-…….., из чугуна-……

СОСЧИТАЙ ОТ 1 ДО 5 (правильно изменяя окончания слов)

Пример:

Один красивЫЙ мост, два красивЫХ мостА, три  красивЫХ мостА, четыре красивЫХ мостА, пять красивых мостОВ

Один памятник-два памятника- три………

Одна большая площадь-…….

Одно красивое здание-….

Один железный мост-….

Один узкий канал-…..

Одна длинная улица-….

ВЫУЧИ считалочку о городе Санкт-Петербурге (загибай поочередно пальчики под счет от 1 до 10,  говори выразительно, четко проговаривая каждый звук ).

Считалочка

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Невский – раз, Зимний – два,

Три – красавица Нева,

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд.

Восемь – крепость у Невы,

были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

 

ПРОЧИТАЙ СЛОГИ, СЛОВА с буквой Ш, запиши в тетрадь печатными буквами:

ША  ШИ  ШО  ШУ  ШЭ

АШ  ОШ  УШ  ЭШ  ИШ  ЫШ

ШИП УШИ  ШИНА  МЫШИ

Запомни правило! ШИ всегда пиши с буквой И

 

15.01 -19.01 Тема  «Зимующие птицы»

Рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, вспомните их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.  Во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотрите встретившихся зимующих птиц, обратите внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор.  Проведите беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Предложите ребенку составить описательную загадку о зимующей птице.

Пример: Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. — Воробей.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

***

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Синица, воробей, грач, снегирь.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Синица (какая?) — ..., голубь (какой?) — ....

ПОДБЕРИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ

Птица (что делает?)- прыгает, летает и т.д.

ДЛЯ ЧЕГО? (попросите ребенка отвечать полным предложением)

Для чего птице клюв? (Птице нужен клюв, чтобы…)

Для чего птице крылья?

Для чего птице лапки (перья, хвост)?

СОСЧИТАЙ (от 1 до 5, правильно употребляя окончания слов)

ОднА синицА, двЕ  синицЫ, три синицЫ, четыре синицЫ, пять синИЦ

(воробей, снегирь, ворона, сорока, дятел, клюв,  крыло, хвост, перо, кормушка).

СОЕДИНИ ДВА СЛОВА В ОДНО

Красная грудка-красногрудая; острый клюв-остроклювая и т.д. (длинный клюв, желтая грудка, круглая голова, черные крылья, короткие ноги, длинный хвост..).

НАЗОВИ, ГДЕ ПТИЦА? (составь предложение, употребляя «маленькие слова» предлоги: под, над,  за, из-за, из-под, между, через, около). Куда подлетает синица? Синица  подлетает к кормушке. 

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ «КОРМУШКА»

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

09.01 – 12.01 Тема «Игрушки»

Рекомендации:

Поговорите с ребенком об игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях и в натуральном виде. Расскажите ребенку, где и как изготавливают игрушки. Рассмотрите материал, из которого сделаны игрушки —пластмасса, мех,  резина, плюш, глина, дерево, керамика;  цвет, форму, величину, части игрушек. Поговорите о том, как в них играют.

Предложите ребенку отгадать и выучить загадку:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

НАЗОВИ ИГРУШКУ

Игрушка из дерева (какая?) — деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) — глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) — керамическая (куколка), из пластмассы-…., из меха-….., из плюша-….., из резины-….  .

ПОДБЕРИ СЛОВА-ПРИЗНАКИ

 Кукла (какая?)-…, мяч (какой?)-…, матрешка (какая?)-…,

СОСЧИТАЙ ПО ОБРАЗЦУ

 Одна красивая матрешка, две красивые матрешки ... пять красивых матрешек; один кукольный стол-…,  один резиновый мяч-…. и т.д.

ГДЕ НАХОДИТСЯ ИГРУШКА?

Взрослый выполняет  действия с игрушками, ребенок отвечает, где находится игрушка, употребляя «маленькие слова» предлоги на, в, под, у , за, из-за, из-под. Пример: «Где стоит пирамидка? Пирамидка стоит на полке».

СОСТАВЬ РАССКАЗ О ЛЮБОЙ ИГРУШКЕ ПО ПЛАНУ

Название игрушки?

Какого она цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит?

Как в нее играют?

25.12 – 29.12 Тема «Новый год и новогодние игрушки»

Рекомендации:

Поговорите с ребенком о том, какой праздник наступит. Обратите внимание на отрывной календарь, на его последние страницы. Рассмотрите дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсьте, поговорите о елочных игрушках, обратите внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назовите их, сравните игрушки по величине и цвету. Посмотрите на большую елку, установленной на центральной улице города. Вспомните, кто приходит в гости на Новый год к ребятам и приносит подарки. Совместно с ребенком вспомните, сколько месяцев в году, повторите их названия.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ»

Елка (какая?) -….., праздник (какой?)-……., елочные игрушки (какие?)-……,  Дед Мороз (какой?)-…….,  Снегурочка (какая?)-……,ребята (какие?)-….., подарки (какие?)-…..

«НАЗОВИ, КАКОЙ, КАКАЯ?»

Игрушка из стекла (какая?)- стеклянная,    из бумаги- …., из пластмассы-……..  

ПЕРЕСКАЖИ ТЕКСТ

Елка.

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

- Кто меня разбудил?

-Это я, Саша.

- Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

***

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КАРТИНКЕ С МАЛЕНЬКИМИ СЛОВАМИ (ПРЕДЛОГАМИ):  В, НА, НАД, ПОД, С, У, ЗА, ИЗ, К, МЕЖДУ, ОКОЛО,  ИЗ-ЗА.

 

 

 

 

 

18.12-22.12 Тема «Зима в жизни людей. Зимние забавы»

Рекомендации.

Спросите у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры можно играть зимой на улице и почему, что нужно для зимних игр. Выясните, в какие игры нельзя играть зимой и почему. Вспомните  с ребенком названия зимних видов спорта.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

 «Почему так назван?»

 Конькобежец (бегает на коньках), саночник (катается на санках), лыжник (катается на лыжах), хоккеист (играет в хоккей), фигурист (занимается фигурным катанием).

«Кому что нужно?»

Клюшка нужна …хоккеисту, коньки нужны…, лыжи-…….,  санки-……, шайба-…… .

«Четвертый –лишний»

Санки, лыжи, скакалка, коньки.

Собери предложение:

Миша, друзьями, в, хоккей, с, играет.

Санках, дети, катятся, с, весело, на, горки.

Метель, улице, метет, на.

Дворе, во, залили, каток, большой.

***

Подбери как можно больше слов на звук С в начале слова, в середине и конце слова.

Назови звуки в словах по порядку,  а затем назови общее количество звуков в словах: миска, сынок, спорт, санки, усики.

11.12.-15.12 Тема  «Приметы зимы»

Уважаемые родители!

Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой.  Во время прогулки в парке обратите внимание на признаки зимы.  Вспомните названия времен года и зимних месяцев.  Напомните ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют.  Вспомните с ребенком  пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы, названия зимних месяцев.

 Объясните ребенку пословицу: 

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

***

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

 «До — между — после». Какой месяц перед январем, после января ... .

 «Назови как можно больше признаков зимы».

«Подбери родственные слова».

Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .

Мороз — морозный, морозить, замораживать ... .

Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .

 «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»): солнце (какое?) — ..., лед (какой?) — ..., мороз (какой?) — ....

 «Подбери предмет к признаку»: снежный — ком ..., снежная — ..., снежные — заносы ..., снежное — поле ... .

 «Подбери действие к предмету»

Снег (что делает?)- падает, тает…      

«Четвертый лишний».

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Ворона, голубь, воробей, ласточка.

Лиса, волк, медведь, жираф.

Шуба, шапка, купальник, шарф.

«Собери  предложение»

Метель, улице, метет, на.

«Хитрые вопросы»

Оттепель сменилась морозом. Что было вначале, что потом?

Чего больше, снегопадов или снежинок?

Составь рассказ о зиме по плану.

Как ты заметил наступление зимы?

Назови ее первые признаки в природе.

Зимние месяцы. 

Повадки зверей и птиц зимой.

Назови звуки по порядку и общее количество звуков в каждом слове : ФАНТ, ФИМА, ВАТА, ВИКА, ДИВАН.

04.12-08.12 Тема «Дом, в котором я живу»

Уважаемые родители!

Поговорите с ребенком о  городе Санкт-Петербурге, в котором  он живет, о том, почему город  так  назван, чем он знаменит. Обратите внимание ребенка на  главную улицу города, какие на ней построены дома. Во время прогулки по городу  обратите внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные). Закрепите понятие «улица», вспомните, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер. Выясните, знает ли ребенок свой домашний адрес; поговорите о доме, в котором вы живете: из чего сделан дом,  количество этажей в доме, есть ли в доме лифт, есть ли детская площадка рядом с домом.

***

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

КАКОЙ, КАКАЯ?

Дом из бревен какой?        (бревенчатый дом)                   

Дом из камня какой?

Крыша из железа какая?

Пол из дерева какой? ...                      

Фундамент из бетона какой? ...

Труба из кирпича какая? ... 

Окна из стекла какие? ...

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Стол — столик,   кресло — …   ,  диван — …, стул — …    ,           шкаф — …      ,   кровать-  …,    окно-…      , лестница-..       ,   комната-…,    дверь-….   , улица-…, город-…

ОДИН-МНОГО

Кресло – кресла  ,  диван — …  , кровать — …, тумбочка — …                          шкаф — …    , диван – …, дом — …      , угол — …    ,                      окно — …

ПОСЧИТАЙ

Один  высокий дом, два  высоких дома, три  высоких дома,  четыре  высоких дома, пять высоких домов (кирпичная стена,  удобный диван,  красная крыша, большое окно  и тд.)

ОБРАЗУЙ СЛОЖНЫЕ СЛОВА

Один этаж-одноэтажный

Две комнаты-двухкомнатная

Много этажей-многоэтажный и т.д.

С 27 ноября по 1 декабря Тема «Осень» (обобщение). Звук и буква Т. Звук и буква Д.

Вспомните с ребенком названия осенних месяцев по порядку.

Обратите внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе осенью. Сравните природу ранней и поздней осенью,  поговорите о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме.  Вспомните названия перелетных птиц, почему они так называются, перечислите как можно больше признаков осени,  расскажите о труде людей на полях осенью.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

ПОДБЕРИ ПРИЗНАКИ  К СЛОВУ ОСЕНЬ: осень (какая?) — золотая, дождливая ... .

ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТЫ К ПРИЗНАКАМ

Осенний — день, ... . осенняя — погода, ... . осеннее — небо, ... . осенние — дожди, ... .

ПРАВИЛЬНО-НЕПРАВИЛЬНО

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.

СОСЧИТАЙ ОТ 1 ДО 5

Один осенний день, два осенних дня…4  5  ( маленькая лужа, желтый лист, красивый зонт, корзина грибов, спелая ягода, белый аист)

ЧТО ЛИШНЕЕ? ПОЧЕМУ?

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Подберезовик, масленок, гриб,  сыроежка.

ЧТО НЕ ТАК?

Белка варит на зиму грибы.

Вкусный суп получился у нас из маслят и мухоморов.

Самое грибное время года-весна.

ПРЕДЛОЖИТЕ РЕБЕНКУ СОСТАВИТЬ РАССКАЗ ОБ ОСЕНИ ПО ПЛАНУ

Какая погода осенью? Как светит солнце?

Продолжительность дня и ночи (дни стали короче или длиннее?)

Какое небо, ветер, осадки?

Что происходит с деревьями? Травой? Листьями?

Какие изменения происходят в жизни птиц?

Как дикие звери  готовятся к зиме?

Что люди делают осенью? Какую одежду носят?

ПОДБЕРИ СЛОВА НА ЗВУКИ  Т, Д.

СКАЖИ НАОБОРОТ: та-да, то-…(до), ты-….(ды), да-…(та) и т.д.

ЗАМЕНИ ЗВУК  Т НА ЗВУК Д : том- дом, точка-…, тачка-…. , уточка-… .

С 13.11 по 17.11 Тема «Домашние животные и птицы»

Рекомендации:

Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и их детенышей, картинки на тему «Скотный и птичий двор». Обсудите вешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д. Поговорите о то, чем они питаются, где живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними. Расскажите о профессии пастуха, скотника.

Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица-петух-цыплята, утка-селезень-утята, гусыня-гусь-гусята, индюшка-индюк-индюшата). Объясните, что эти птицы называются домашними, почему они так называются; закрепите названия птиц и слова, обозначающие их повадки и внешний вид. Уточните, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ним ухаживает человек.

Вспомните загадки о домашних животных, предложите ребенку заучить понравившуюся загадку.

***

 «Назови, какая (какой)?».

Кошка (какая?)- ласковая, пушистая, ловкая  и т.д.

Собака - …,   лошадь- …,    свинья-  …, корова-….

***

«Отгадай, кто это?»

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает,)

Сторожит, грызет, лает? — ....

Хрюкает, роет? — ....

Ржет, бегает, скачет? — ....

Мяукает, лакает, царапается? — ....

Мычит, жует, ходит? — ....

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

***

Подбери как можно больше действий:

 кошка — лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, ласкается, облизывается ... ; собака — сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ... .

***

«Кто как разговаривает?»

Утка (кря-кря)-..крякает,  гусь (га-га)-..гогочет, петух-…, курица-…, собака -…,

корова-…, лошадь - …, баран -– ..

***

«У кого кто?»

у кошки-котенок (котята), у собаки-…, у овцы-…., у козы-.., у утки-…, у гусыни-…,  и т.д; и наоборот: у котенка-  кошка, у щенка-…, у ягненка-…, у козленка-.. и т.д.

***

«Исправь ошибку»

У утки-гусята, у индюшки-цыплята, у курицы-утята, у гусыни-индюшата

***

«Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» :

Хвост (чей?) — кошачий ... .

Туловище (чье?) — кошачье ... .

Голова (чья?) — кошачья ... .

***

Составь рассказ-описание по плану:

Кто это? Где живет? Внешний вид. Какие имеет повадки? Чем питается? Какую пользу приносит. Кто у него детеныши? Пример рассказа:

Кошка

Я хочу рассказать о кошке. У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей.  Кошка любит молоко и рыбу. Кошка — домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.

20.11-24.11 Тема «Дикие животные». Звуки буквы К, Г, Х.

Уважаемые родители!

Поговорите с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах; вспомните их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище; рассмотрите иллюстрации с изображениями этих животных; вспомните вместе с ребенком загадки о зверях наших лесов. Почему эти животные называются дикими?

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

 Волк (какой?)- лохматый, злой, голодный и т.д..., медведь (какой?)-.., лиса (какая?)-…, еж (какой?)-.., заяц (какой?)-…, белка (какая?)-….

ПОДБЕРИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ

Медведь (что делает?) -.., лиса (что делает?)-… .

ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЕ?

След (чей?)- лисий, волчий….

Уши (чьи?)-лисьи, волчьи…

Голова (чья?)- лисья, волчья..

Хвост (чей?)- лисий, волчий, заячий  и т.д.

СОЕДИНИ ДВА СЛОВА В ОДНО

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая

У зайца уши длинные – длинноухий

У белки рыжий хвост – рыжехвостая

У медведя короткий хвост – короткохвостый

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый

У лося длинные ноги – длинноногий

У волка длинный хвост- длиннохвостый

ЧТО ОБЩЕГО И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?

Белка и кошка.

Медведь и еж.

Лиса и волк.

ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ.

У кого больше лап-у зайца или у медведя?

Кого (чего) больше-зайцев или заячьих ушей?

СОСТАВЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ДИКОМ ЖИВОТНОМ (НА ВЫБОР) ПО ПЛАНУ

1) Кто это?

2)Описание внешнего вида (размер ,окраска, шерсть, название частей тела).

3)Повадки.

3) Где живет?

4)Чем питается?

5)Как называют детенышей?  Как голос подает? (медведь рычит и т.д.)

ПОДБЕРИ слова на звуки Х, К, Г в начале слова. По одному предмету на каждый звук нарисуй.

ВЫЛОЖИ из природных материалов, счетных палочек или шнурков буквы К, Г, Х.

С 7 ноября по 10 ноября

Тема «Перелетные птицы».

Звуки К-КЬ и буква К. Звуки Г, ГЬ и буква Г.

Вспомните с ребенком перелетных птиц. Поговорите о том, куда улетают птицы? Почему птицы улетают на юг? Когда они улетают на юг? Просите ребенка отвечать на вопросы полным предложением.

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ

«КАКИЕ БЫВАЮТ ПТИЦЫ»

Ласточка (какая?)-проворная, красивая, белогрудая, перелетная и т.д. Грач, скворец, цапля, журавль, аист.

«НАЗОВИ, ЧТО ДЕЛАЕТ»

Скворец (что делает?)-летает, поет, добывает (корм)….

Ласточка, цапля, журавль, грач, аист.

«ЧЬИ ПЕРЬЯ»

Перо у журавля-журавлиное, у гуся, у утки, у лебедя, у грача

«ОДИН-МНОГО»

Клюв-клювы (перо, хвост, лапка, крыло, глаз, голова)

УЛЕТАЕТ-НЕ УЛЕТАЕТ

Взрослый называет любую птицу, а ребенок отвечает- улетает  она на юг или нет.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Лебедь, дикая утка, журавль, голубь

СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ

Кто это? (Название птицы)

Какая это птица? (перелетная)

Внешний вид (размер, окраска, строение)

Чем питается? Как поет?

НАЗОВИ 1-Й ЗВУК В СЛОВАХ

Кукушка, крыло, глаза, голова, коса, гром, куст, горка, грач, гид, год, капуста.

С 31 октября по 4 ноября Тема «Одежда и обувь».

Звуки и буквы А, О,У,И,Ы,Э,М. Закрепление понятий «гласные-согласные звуки».

Уважаемые родители, обратите внимание ребенка на то, какое время года наступило, сравните погоду летом и осенью. Поговорите о том, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы. Совместно с ребенком внимательно рассмотрите и назовите одежду, обувь и головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью,  и материал, из которого они сделаны. Закрепите названия деталей одежды (воротник, карманы, капюшон и т.д.).

ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ:

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» (назвать лишний предмет):

Куртка, резиновые сапоги, перчатки, панамка

«НАЗОВИ, КАКИЕ»

Сапоги из резины-резиновые

Свитер из шерсти-…(шерстяной)

Сапоги из кожи-…(кожаные)

Пальто из замши-…(замшевое)

«ПОДБЕРИ СЛОВО»

Пальто (какое?)-осеннее, теплое…

Сапоги(какие?)-……,  платье (какое?)-…., свитер (какой?)-…

«ЧЕЙ, ЧЬЯ, ЧЬЕ, ЧЬИ?»

Плащ (чей?)-мамин; сапоги (чьи?)-мамины;  платье (чье?)- мамино

СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ

Предложите ребенку составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви (на выбор) по плану:

Название предмета одежды.

В какое время года ее носят?

Цвет одежды.

Составные части одежды.

Назначение (мужская/женская, взрослая/детская)

На какую часть тела надевают?

Предложите ребенку назвать гласные звуки в словах (устно): сумка, пальто, туфли, футболка, шорты, пиджак, куртка, сандалии.

Предложите ребенку назвать последовательность и количество слогов в этих словах (сколько в слове гласных, столько и слогов).

С 23 октября по 27 октября

Тема «Деревья и кусты». Звук и буква Ы. Звук и буква Э.

Во время совместной с ребенком прогулки в парке покажите ему лиственные и хвойные деревья (березу, клен, липу, осину, дуб, сосну, ель, кедр, рябину). Обратите внимание ребенка на то, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья. Отметьте их отличительные особенности, рассмотрите плоды этих деревьев. Найдите с ребенком листья разных деревьев и предложите ему назвать, с какого они дерева. Спросите у ребенка, чем отличается хвойное дерево от лиственного.

Рассмотрите, какие бывают кустарники. Порассуждайте о том, чем отличается кустарник от дерева.

Поиграйте в игры

«Семейка слов»

Предложите ребенку назвать слова одной семейки к слову «лист» (пример: листок, листик, листочек, лиственница, лиственный, листопад).

«Назови лист»

Лист березы какой? (березовый), лист рябины (какой?)-……., лист клена (какой?)-………, лист осины (какой?)-….., лист липы (какой?)-……..

«Назови четвертый лишний»

Дуб, береза, осина, лиственница.

Кедр, липа, сосна, ель.

«Отгадай загадку»

Под ногами лежат,

Зашагаешь-шуршат,

Яркие, цветные

Краешки резные (Осенние листья)

«Посчитай от 1 до 5» (правильно проговаривая окончания слов)

Один дубовый лист, два дубовых листа, три дубовых листа, четыре дубовых листа, пять дубовых листьев (глубокое озеро, низкий куст, высокая сосна, плакучая ива, серая туча, большая лужа).

Предложите ребенку подобрать слова со звуком Ы, Э. Предложите ребенку выложить буквы Ы, Э из шнурков, из желудей, из крупы и т.д.

С 16 октября по 20 октября Тема «Грибы и ягоды».

 Рассмотрите с ребенком съедобные грибы: белые, опята, маслята, лисички, подберезовики, подосиновики, моховики и несъедобные: поганки, мухоморы. Рассмотрите шляпку и ножку гриба. Обратите внимание на строение и окраску шляпки. Поговорите с ребенком о том, где растут грибы, что можно приготовить из грибов.

Рассмотрите с ребенком лесные ягоды: чернику, бруснику, клюкву, морошку, малину, землянику и т.д. Обратите внимание на цвет, форму ягод, по возможности, предложите ребенку попробовать их на вкус. Поговорите о том, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на кусте, на земле, гроздьями или по одному), что готовят из ягод.

Поиграйте в игры:

«Соедини два слова в одно»

Растет под березой (подберезовик), растет под осиной (подосиновик), мух морит (мухомор)

«Узнай по описанию»

Взрослый раскладывает перед ребенком различные грибы (картинки или натуральные), описывает их внешний вид, а ребенок их угадывает. Затем ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает взрослому его узнать.

«Сосчитай грибы»

Один мухомор- два мухомора-три мухомора-четыре мухомора-пять мухоморов (подосиновик, подберезовик, опенок и т.д.)

«Что не так?»

Клюква растет в огороде.

Земляника растет на дереве.

Урожай клубники мы собираем в январе.

Собери предложение

Собираемся, лес, мы, в, ягодами, за.

Бабушка, вкусное, из, сварила, варенье, клубники.

Предложите ребенку выложить из шнурков, из счетных палочек буквы И, М.

С 9 октября по 13 октября Тема «Хлеб- наше богатство»

Рекомендации:

Поговорите с ребенком о том, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь.  Объясните детям выражение «Хлеб — всему голова».  Рассмотрите вместе с ребенком, какие есть хлебобулочные изделия.  Купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, поговорите с ребенком о том, из чего пекут хлеб. Рассмотрите пшеничное зерно, муку.  Поговорите с ребенком о труде колхозников, которые выращивают хлеб. Объясните ребенку значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

Поиграйте в игру «Откуда хлеб пришел?». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает полным предложением)

Откуда хлеб пришел? — Хлеб пришел из магазина.  А в магазин как попал? — Из пекарни. Что делают в пекарне? — Пекут хлеб. Из чего? — Из муки. Из чего мука? — Из зерна.  Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.  Откуда пшеница? — Выросла в поле. Кто ее посеял? — Колхозники.

Предложите ребенку отгадать загадки

Вырос с поле дом, полон дом зерном. (Колос)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

 Предложите ребенку подобрать как можно больше признаков к словам: хлеб (какой?) — ..., булка (какая?) — ....

Предложите ребенку составить предложение из слов.

Хлеб, печь, мука, из.

Предложите ребенку изменить слово «хлеб» в предложении.

Я знаю пословицу о ... (хлебе) . Мама купила пшеничный...  (хлеб) .Дети едят суп с... (хлебом). Ваня пошел в магазин за... (хлебом). Я не люблю есть суп без...(хлеба) . У меня дома нет... (хлеба).

Выразительно прочитайте ребенку стихотворение и предложите выучить.

В каждом зёрнышке пшеницы                    

Летом и зимой,

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

(Орлов В.)

С 2 октября по 6 октября Тема «Овощи».

Рассмотрите с ребенком натуральные овощи, назовите их обобщающим словом «овощи». Обратите внимание на их форму, размер, запах и вкус. Вспомните с ребенком, где и как растут овощи, какие блюда можно приготовить из овощей.

Поиграйте в игру «Подбери признак»:

Огурец (какой?)-зеленый, хрустящий, длинный  ( так со всеми овощами).

Поиграйте в игру «Узнай по описанию» (предложите ребенку самостоятельно составить описательную загадку о любом овоще): «Круглый, красный, сочный, растет на грядке, кладут в салат» (помидор).

Поиграйте в игру «Поварята»

Пюре из моркови (какое?)-морковное,  салат из свеклы (какой?)- свекольный и т.д.

Поиграйте в игру «Сосчитай от 1 до 5»

Один огурец-два огурца-пять огурцов (помидор, баклажан, морковка, кабачок и т.д.). Следите, чтобы ребенок правильно употреблял окончания слов.

Предложите ребенку выложить из шнурков или  природного материала, заштриховать или раскрасить буквы  А, У.

С 25 сентября по 29 сентября. Тема «Фрукты».

Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты, назовите их обобщающим словом, обратите внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус. Вспомните с ребенком, где и как растут фрукты. Расскажите ребенку, какие блюда можно приготовить из фруктов.

Поиграйте в игру «Четвертый лишний»

Яблоко, груша, картошка, лимон.

Апельсин, мандарин, фрукт, ананас.

Цвести, зреть, расти, подметать.

Поиграйте в игру «Подбери признак»:

Яблоко (какое?)-…, слива (какая?)-.., груша (какая?)-… и т.д.

Поиграйте в игру  «Назови сок, назови варенье»:

Сок из яблок-яблочный, варенье из яблок-яблочное (из апельсина, персиков и т.д.)

Предложите ребенку составить описательную загадку о любом фрукте: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дата последнего обновления страницы 01.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения